Раздел II. Перестройка школьного дела на Тамбовщине в 1917-40 г.г.

Начало XX-го века характеризуется очень сложной социально-политической обстановкой и в России, и в Тамбовской губернии. Отмечается очень большая полярность между богатством и бедностью, безразличие царского правительства к просвещению народа. В 1905-1907 г.г. в Тамбове отмечены крупные студенческие волнения. В экспозиции представлены фотографии нелегальных марксистских кружков, переписка руководителей тамбовских учебных заведений с министерством народного образования, губернатором и Харьковским учебным округом (к которому относилась Тамбовская губерния) о беспорядках в учебных заведениях и принимаемых мерах. Эти события стали прологом Октябрьской социалистической революции, совершившейся в 1917 г. Раздел «Перестройка школьного дела на Тамбовщине в 1917-40 г.г.» — исторически достоверен и соответствует той эпохе. Вверху экспозиции — народные волнения, разрушения храмов, сбрасывание колоколов, ниже — социально-политическая обстановка в стране, внизу — положение в нашей губернии… На переднем плане эпиграф раздела — цитата из выступления В.И. Ленина «Одна из тех основных задач, которые мы сейчас ведем, — дело народного образования». В этот период молодое советское руководство утверждало, что с неграмотным народом социализм построить невозможно. Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещено преподавание Закона Божьего в учебных заведениях, т,е. практически ликвидирована старая школа. В 1918 г. вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения», по которому все население от 8 до 50 лет должно обучиться грамоте. Создается система Наркомпроса, спустя несколько месяцев в нашей губернии открыт губоно.

В этом же году вышло «Положение о новой единой социалистической массовой школе». В экспозиции — первые циркуляры новой советской власти, первые учебники для обучения грамоте.

В Тамбовской губернии наметились три пути ликвидации безграмотности.

  • Обучение через школу. Обращение «Вниманию родителей и детей младшего школьного возраста» преследовало задачу разъяснения населению важности школы и обучения в ней ребенка. Оно сработало, и в октябре 1918 г. из 360 тысяч детей школьного возраста 280 тысяч подали заявления о приеме в школу, принято было 212 тысяч детей. Реализации обращения мешало то, что школы не работали, не топились, были заняты тифозными больными.
  • Через губернское общество «Долой неграмотность», которое обучило 5 тысяч взрослого населения грамоте. Представлена фотография участников Всероссийского совещания консультантов по ликвидации неграмотности.
  • В губернии работало более 10 тысяч культармейцев, которые обучали взрослое население грамоте. В экспозиции — фотография коллектива Сатинской школы 1-й ступени Кирсановского уезда во главе с И.Г. Лазориным, занявшая 1-е место в губернии по ликвидации неграмотности.

В эти годы школа была 2-х ступенчатой: 1-я ступень для детей от 8 до 13 лет (семилетка), 2-я ступень для подростков от 13 до 17 лет (прообраз техникумов). В школах губернии не хватало более 8 тысяч учителей. Создавались краткосрочные педагогические курсы, открылся Тамбовский педагогический университет, педагогические техникумы в г.г. Тамбове, Моршанске, Мичуринске, Рассказово, проводились педагогические конференции. Во всех учебных заведениях вводились элементы демократизации: руководителей только выбирали, учителя подвергались переизбранию. На газетной странице «Список №1 школьных работников школ 1-й ступени г. Тамбова, подлежащих переизбранию на 1919-1920 учебный год».

В разделе представлены материалы, рассказывающие о борьбе с беспризорностью.

Это материалы о детском доме в Арапово, детской колонии «Школа жизни», отчет зав. губоно И.Н. Болдырева. В учебно-воспитательном процессе развиваются разные формы воспитательной работы: коллективные формы организации детского коллектива, детское коммунистическое движение, краеведение. На фотографии коллективный туристический поход школьников под руководством А.А. Коленкина, отряд юных пионеров №52 им. Петровского, торжественное обещание юных пионеров, детские рисунки на пионерскую тематику. Во всех школах 2-й ступени создаются комсомольские ячейки. Активно работает областная школа детского коммунистического движения. В педагогических коллективах идет создание партийных и профсоюзных организаций. Благодаря усилиям со стороны государства, школа окрепла. К 1925 г. половина населения Тамбовщины стала грамотной, большинство школ получили здания в собственность. К 30-м годам введено обязательное начальное обучение. В 1934 г. школа становится 3-х ступенчатой: начальной, неполной средней, средней.

Большим тормозом в развитии просвещения Тамбовской области оказались годы репрессий.

На фотографии представлены участники съезда учителей-отличников ЦЧО. Владелец ее, И.Н. Кровяков, вынужден был при наступлении эпохи репрессий затушевать лица посаженных в тюрьму учителей, иначе он и его близкие могли оказаться за решеткой за хранение фотографии с изображением врагов народа. Не только учителя, но и учащиеся не избежали преследований. Об этом рассказывают документы ученицы школы №21 г. Тамбова Н. Перегуд.

Но даже несмотря на репрессии, советская школа продолжала развиваться, к 1940 г. у нас в области было 5 вузов, 32 техникума, 1900 школ 3-х ступеней. Все эти достижения стали возможны благодаря первоочередным мерам государства об образовании народа и труду тамбовского учительства. Это подчеркивалось и на одном из заседаний Тамбовского губисполкома, где записано, что «…всю тяжесть ликвидации неграмотности вынес на своих плечах простой тамбовский учитель». В эти годы вводится обязательное семилетнее образование в городах и рабочих поселках. Но дальнейшей реализации развития школы помешала Великая Отечественная война.